ПРИГЛАШАЕМ К СТОЛУ

ДЕТСКОЕ ПИТАНИЕ



Важнейшими условиями хорошего аппетита ребенка являются правильный выбор пищи и ее приготовление, правильный режим дня. Исходя из этого, надо уделить большое внимание организации режима дня (соблюдению часов кормления, достаточному ночному и дневному сну, ежедневным прогулкам на свежем воздухе), рационально составленному меню, вкусовым качествам и кулинарной обработке пищи, сервировке стола, элементам самостоятельности в процессе еды.

Ребенок должен есть охотно, с удовольствием, а не по приказу или после уговоров. Во время еды необходимо убрать от него игрушки, картинки, книжки и т. п. Если ребенок развлекается и ест незаметно для самого себя, желудочный сок не вырабатывается или его вырабатывается очень мало и пища при этих условиях переваривается гораздо медленнее.

Причиной плохого аппетита могут быть различные заболевания. Поэтому, если ребенок плохо ест, его необходимо показать врачу. Если же после обследования окажется, что ребенок здоров, причину следует искать в неправильной организации питания.

Часто плохой аппетит является результатом однообразного питания.

Значительно ухудшается аппетит у детей, которым в промежутках между кормлением дают печенье, сладости, фрукты, молоко вместо воды (когда они хотят пить).

Немаловажное значение имеет обстановка во время кормления. Процесс еды нужно организовать так, чтобы у ребенка

Не возникло отрицательного отношения к ней. Не нужно спешить при кормлении, набивать полный рот: это раздражает и утомляет ребенка.

Особое внимание в процессе кормления надо уделить сервировке стола. Посуда должна быть красивой, не одноцветной, а размеры столового прибора соответствовать возрасту ребенка.

Дети старше года усаживаются для еды за стол. Им подвязывают салфеточку или нагрудник. Необходимо с самого раннего возраста приучать ребенка к известному порядку — это создает у него гигиенические навыки. Примерно с 1,5 года следует приучать ребенка есть самостоятельно. Для этого ему дают в руку ложку, но мать в это время кормит его другой ложкой. Самостоятельная еда нередко способствует улучшению аппетита ребенка, он начинает есть значительно охотнее, заинтересовываясь самим процессом еды.

Если питание ребенка во втором полугодии было организовано правильно, то к моменту отлучения от груди он успевает привыкнуть к разнообразной пище. К году у ребенка имеется только 6—8 зубов, поэтому пища для него должна быть приготовлена в виде пюре или каш. В течение второго года жизни следует систематически давать ребенку немного пищи, требующей жевания: печенье, фрикадельки, паровую котлету и др.

До 1,5 года можно кормить ребенка 5 раз в сутки, свыше этого возраста — 4 раза. При этом объем пищи, принимаемой за один раз, увеличивается.

Постепенно питание усложняется: мясо дают в виде паровых котлет или фрикаделек, а овощи и крупу — не только в виде пюре и каш, но также и в виде оладий и запеканок, чтобы еще больше развить жевание у ребенка. С появлением коренных зубов необходимо давать пищу, требующую активного жевания: супы с непротертыми овощами и крупой, винегреты, жареные котлеты, хлеб, сухари и т. п.

Этот переход проводится постепенно, но настойчиво. В течение первого полугодия жизни ребенок, питаясь материнским молоком, получает белок только животного происхождения. Со второго полугодия с введением прикорма в питании появляется много растительного белка. Ребенку необходимы также животные жиры (масло сливочное, сливки, рыбий жир). Говяжий и бараний жиры пригодны только в питании детей после 5—6 лет.

Молоко является ценным продуктом питания. Ребенок должен ежедневно получать 500—600 г молока, что обеспечивает

его суточную потребность в животном белке. Кроме того, молоко является источником жиров и солей.

Мясо, рыба — необходимые продукты питания, но они должны входить в рацион не ежедневно, а 4—5 раз в неделю. Ребенку можно давать различное мясо: куриное, говядину, телятину, нежирную свинину. Мясо целесообразно давать с овощами.

Яйца. Наиболее питательна часть яйца — желток: он богат полноценным белком, жирами, содержит фосфор, витамины. Ребенку старше 1 года 3 месяцев (до двух лет) можно давать яйца целиком, но не ежедневно (3 раза в неделю).

Творог весьма полезен. Детей нужно кормить только свежим творогом, поскольку он быстро портится.

Овощи в ежедневное питание необходимо вводить в виде пюре, овощных супов, винегретов, салатов, соков и т. д. Очень желательны фрукты и ягоды.

Овощи и фрукты вносят разнообразие в питание ребенка, способствуют регулярному функционированию кишечника, богаты витаминами и минеральными солями. Ассортимент овощей должен быть по возможности шире. Необходимо давать также листовую зелень — салат, шпинат.

Ветчину, колбасу, неострый сыр, икру можно давать детям только с двух лет в небольшом количестве.

Острые закуски и пряности ребенку давать не следует.

Супы как вегетарианские, так и мясные следует давать ребенку не чаще одного раза в день и в небольшом количестве: на втором и третьем году жизни— 100 мл (полстакана), детям постарше — не более 200—250 мл в сутки (1 стакан).

Супы содержат соли и экстрактивные вещества, которые обладают сокогонными свойствами, поэтому суп следует давать в качестве первого блюда. Так как калорийность супа обычно невысока, его нужно давать немного, чтобы ребенок охотно съел более питательное второе блюдо.

Хлеб и печенье необходимо давать детям ежедневно во время еды. Количество хлеба должно быть ограничено, так как у ребенка падает аппетит и он часто отказывается от всего остального.

Детям в возрасте до 1,5 года следует давать белый и ржаной хлеб или сухари—по 50—70 г в сутки. В возрасте от 1,5 до 4 лет можно давать 50—70 г черного и 100—140 г белого хлеба, включая в это количество и сдобную булку или печенье; в возрасте от 4 до 7 лет можно давать 100 г черного и 150—200 г белого хлеба.

Фруктовый мармелад, джем разрешается давать детям в небольшом количестве после еды во избежание потери аппетита; ни в коем случае нельзя давать их беспорядочно.

Большое значение имеет правильная обработка пищевых продуктов. Следует не только приготовить для ребенка пищу, соответствующую его возрасту и потребностям, но и приготовить ее так, чтобы в ней по возможности полностью сохранились все те ценные пищевые вещества, которые были в основных продуктах (молоке, масле, овощах, фруктах, ягодах и т. д.).



НЕКОТОРЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ ПО КУЛИНАРНОЙ ОБРАБОТКЕ ОТДЕЛЬНЫХ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ

ПРИГОТОВЛЕНИЕ ПИЩИ ДЛЯ ДОКОРМА И ПРИКОРМА ДЕТЕЙ