Работа и карьера

НАС КРИТИКУЮТ





Услышать обидные, а часто совершенно незаслуженные слова нет-нет да и приходится. Не знаете, как на них реагировать?



Неконкретные нападки

Если в ваш адрес звучат нелицеприятные обвинения вроде: "Это безобразие!", "Вы несерьезно относитесь к делу!", "Вечно с вами какие-то проблемы" и тому подобное, сохраняйте спокойствие. Станете нападать в ответ или оправдываться — только раззадорите обидчика и вынуждены будете играть по его сценарию. Постарайтесь — как бы это ни было сложно — уточнить сдержанно: "Что именно вы имеете в виду?" или "Что вы хотите этим сказать?" Будьте готовы к тому, что раздраженный человек обычно реагирует примерно так: "Вы что, сами не знаете?" или "Я имею в виду, что так нельзя работать". Заставьте его переключиться с эмоций на разум. Задайте уточняющие вопросы: "Назовите, пожалуйста, факты (примеры), когда я допустила ошибки". Ваша главная задача — перевести необоснованные выпады в конструктивный диалог. А там уже будет ясно: то ли вам потребуется снять с себя обвинения, то ли приструнить несправедливого обидчика, то ли признать свои недочеты.

Внимание! Фразы: "Не волнуйтесь!", "Не кричите!", "Не переживайте так!" усилят агрессию у критикана.



Справедливая критика

Вы, как и любой человек, имеете право на ошибку. Поблагодарите визави за замечания и скажите, что впредь учтете все пожелания. Акцентируйте внимание не на своих недочетах, а на желании их исправить.

Внимание! Если считаете нужным извиниться, то сделайте это как можно более лаконично.



Толика правды

Бывает, что замечание содержит долю истины. Тогда признайте лишь справедливую часть. Обязательно начните ответ с "да" — это волшебное слово успокоит собеседника и поможет его расположить. "Вечно вы опаздываете". — "Да, я сегодня опоздала". "Вы постоянно ошибаетесь в цифрах". — "Да, в этом отчете я допустила две опечатки". Признав просчет, подчеркните свои достоинства. "Любите вы поболтать". — "Да, я человек коммуникабельный, а это важная в нашей профессии черта". "Вы не сдали вовремя задание". — "Да, потому что трудилась над проектом, который станет заделом на будущее для всего подразделения".

Внимание! Не следует говорить: "Да, но..." "Но" означает "нет" и вызывает новую волну критики. Скажите лучше "зато" или "тем не менее".



Знак несогласия

Не спорьте голословно — аргументируйте каждое обвинение, с которым не согласны: "Это не так, потому что..." Избежать откровенного противостояния поможет хитрый ход: признайте за оппонентом хотя бы право выражать свое мнение. Начните опять с "да": "Да, вы вправе так думать, у вас большой опыт, вы работали над подобными задачами" и т. п.. А если настроены на открытый конфликт, "добейте" обидчика "опустошающим" вопросом: "Итак, вам не нравится, как я составляю отчеты, как я разговариваю по телефону и как я одеваюсь. Что еще вам не нравится?" Если он добавит замечания, то с готовностью присовокупите что-то и от себя: "Вам еще не нравится, что я иногда опаздываю".

Внимание! Быстро "завершить прения" помогут фразы "Я все поняла" или "Я приму ваше мнение к сведению". Они не говорят о вашем согласии, но и не дают повода продолжать разговор.